anna_frid: (Default)
[personal profile] anna_frid
Можете так и записать: из художественных книг на французском я пока полностью прочла только одну, да и та комикс.

Зато какой комикс.



(Текст по-русски не существует, Эти две страницы мы с сестрой склепали на коленке, а что существует русское издание, я даже как-то и не знала. Написано на французском, еще точно есть по-немецки и по-английски, а вот насчет персидского уже не уверена.)

Беда с этой книгой в том, что при любом пересказе неизбежно получается, что она про Иран и про ужасы исламской революции глазами девочки. И надо признать, что это правда: это действительно книга про Иран, исламскую революцию и сопутствующие ужасы. Но одновременно - совсем не про то.

Это книга про взросление и трудные поиски себя. В суровых обстоятельствах, несомненно. Но прежде всего это роман взросления, причем очень хороший. Ужасы при этом поданы фоном, в большинстве случаев совершенно буднично и без той экзальтации и игры на нервах читателей, которых ждешь от заурядного романа. Потому что этот роман незаурядный.

Самая тяжелая часть - вообще не про Иран, не про репрессии и не про войну. Самая тяжелая часть - про чудовищно одинокую девочку-подростка, которую родители в 14 отослали учиться в Вену. В 18 она возвращается к родителям после тяжелейшего срыва.

persepolis2

(Я нарочно выбрала заурядный лист, потому что ценю именно отсутствие пафоса.)

То есть сюжет, собственно, сводится к тому, что рассказчица росла, росла, росла и выросла. А родители постарели, а мир изменился. По дороге - да, Иран. Вполне понятные любовь и боль. Немножко объяснений про незнакомые нам обстоятельства - с точки зрения ребенка, потом подростка, потом студентки, но не политолога. Не анализ, наблюдения. Из не худшей, добавим, точки: любящая образованная семья в достаточно высоком статусе.

В общем, совершенно заслуженный бестселлер, рекомендую всячески. Язык простой, картинки в тему.

Ну а теперь, под катом - часть для тех, кто либо читал, либо читать не собирается, в общем, с обсасыванием деталей.


В первых двух "наивных, детских" частях бросаются в глаза несколько вещей. Например, героиня очень любит своих замечательных родителей - но эти самые замечательные родители рутинно взяли в свое время восьмилетнюю служанку. Вроде и не обижали - но считали именно служанкой, и, например, грамоте не научили. "Как и большинство крестьян, она не умела ни читать, ни писать. Моя мать в свое время пыталась ее научить, но по-видимому, она не отличалась большими способностями."

Мать-мать-мать, и это лучшие люди страны. Дочери - отданной в лучшую школу столицы - они спокойно в какой-то момент объясняют, что "она" - служанка - ведь из другого круга.

Что характерно, несколько позже, когда сыну их домработницы в школе промывают мозги стать шахидом, та же самая мать героини зовет его к себе и говорит, ну что ты, зачем тебе мученическая смерть: ты вырастешь, отучишься, поступишь в университет...

В какой-то момент у отца героини брат казнен, друзья кто убит, кто бежал из страны, на жену на улице нападали местные хунвэйбины-титушки, родственники разъезжаются, кто куда может... и вот жена его спрашивает: может, и нам уехать? "Ну и что нам там делать," - спрашивает риторически отец, - "мне таксовать, тебе полы мыть?" И остается из страха потерять статус. Только отсылает дочь учиться, и там, в чистенькой Вене, она в результате рискует жизнью не меньше, чем в Тегеране, где баллистическая ракета как-то разрушила соседний дом.

То есть это все равно было хорошим решением, отослать оттуда хотя бы единственную дочь. Но елки, запомним же, мы, для себя: никогда не надо бояться потерять статус, не надо бояться статус потерять.

Книга состоит из четырех частей: первая - про саму революцию, вторая - про первые годы нового теократического режима, третья - про учебу и кризис в Вене, четвертая - про студенчество в Тегеране и окончательное решение уехать в Европу. Самая слабая - вторая, где автор таки начинает периодически бить читателю молотком по голове и забывает разбавлять живописания ужасов бытовыми деталями.

Пример - рассказ про ту самую ракету, попавшую в соседний дом. Героиня просит у мамы денег и идет с подружкой покупать джинсы. Как раз расплачивается, когда слышит взрыв и понимает, что рвануло в направлении ее дома. Бросает всё - продавец с джинсами бежит за ней, но не догоняет - рвет на такси домой и видит: ее дом на месте, мама бежит навстречу, но дом соседей разрушен, и девочка-соседка под обломками убитая лежит.

А джинсы, а джинсы-то как? Больших ведь денег стоят, если она успела заплатить, значит, наверняка за ними вернулась. Почему об этом ничего нет, ну должно же быть, раз книга не агитка!

В общем, лучшие части - таки те, где нет срыва на пафос, в частности, третья и четвертая полностью.

Еще в первых двух частях удивляет намеренная безликость персонажей, особенно в изображении толпы или там одноклассниц в хиджабах. В четвертой части, где тоже много многофигурных композиций с закрытыми телами, этого уже нет. То есть это намеренный прием - непонятно, для чего. У героини четкая индивидуальность проявляется в Вене и остается до конца книги в виде родинки на лице, появившейся в шестнадцать лет. До того, в первых двух частях, она нарисована неотличимо от своих одноклассниц.

В общем, очень хорошо, есть что обсудить, и вообще, кто может, читайте.
From:
Anonymous( )Anonymous This account has disabled anonymous posting.
OpenID( )OpenID You can comment on this post while signed in with an account from many other sites, once you have confirmed your email address. Sign in using OpenID.
User
Account name:
Password:
If you don't have an account you can create one now.
Subject:
HTML doesn't work in the subject.

Message:

 
Notice: This account is set to log the IP addresses of everyone who comments.
Links will be displayed as unclickable URLs to help prevent spam.

Profile

anna_frid: (Default)
anna_frid

October 2017

S M T W T F S
1234567
8910 11121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Oct. 20th, 2017 01:27 am
Powered by Dreamwidth Studios